Педагогам
Уважаемые коллеги, эта страница для вас!
Здесь вы найдёте полезные методические материалы и узнаете,
как развивать способности дошкольников!
Технические способности
В современном мире, где технологии шагнули далеко вперед, невозможно представить себе человека, не интересующегося технической составляющей окружающего мира. Технические специальности очень востребованы и находятся на пике популярности. На этапе дошкольного детства мы можем создать условия для развития у детей технических способностей, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей жизни.
Развитие технических способностей опирается на уровень развития мелкой моторики ребенка, его пространственные представления, основы логического мышления и творческие способности в области моделирования и конструирования. Используя различные модификации конструкторов, дети изучают новые способы комбинирования знакомых им кубиков, создавая такие постройки.
В конструкторской деятельности дошкольников можно наблюдать связь с конструктивно-технической деятельностью взрослых. Так, например, для конструктивно-технической деятельности взрослых необходимо предварительно обдумать, создает план, подобрать материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, практического назначение конструкций, построек и т. д. Все эти элементы намечаются и в детском конструировании.
Развитие технических способностей детей дошкольного возраста
посредством конструирования происходит в четыре этапа.
"Я – исследователь"
На данном этапе ребенок исследует продукт, у него формируется восприятие формы, размера, свойства объекта или пространства. Пробует создавать постройки по элементарным схемам. Педагог выступает в роли наблюдателя. Не следует сразу предлагать детям схемы, необходимо дать простор детской инициативе и самостоятельности. На занятиях развития речи мы учим стихи, придумываем свои истории, тренируемся рассказывать их другим. Мы помогаем малышам ясно выражать свои мысли и не стесняться выступать на публике.
"Я – конструктор"
Ребёнок изучил элементы конструктора, и теперь мы можем наблюдать спад интереса. Педагог выступает в роли наставника. Предлагает сюжеты конструирования, схемы и алгоритмы возведения постройки. Важно проявлять искренний интерес к техническому творчеству ребёнка.
"Я – мастер"
Ребёнок получил опыт конструирования по схемам, увидел возможности и теперь возводит постройки по более сложным схемам, дополняет постройку, выделяя в ней определенные признаки и детали, создаёт формы для игр. Педагог выступает в роли компаньона, не оценивая критически качество постройки.
Опыт ребёнка накладывается на опыт взрослого, и начинается конструирование по замыслу. На этом этапе конструирование граничит с архитектурным моделированием, поскольку ребёнок создает новые формы. Продукт его деятельности – отражение его опыта, часть окружающей жизни, это может быть герой сказки, может быть инструмент или приспособление. Здесь воспитатель снова становится наблюдателем, давая возможность ребёнку самостоятельно решать конструктивные задачи.
"Я – творец"
Дети усложняют постройку по собственному замыслу
Сказка продолжается... (дети используют постройки для игры)
Примеры использования конструирования
по пяти образовательным областям
В области познавательного развития в процессе постройки мы можем закрепить знакомый материал или раскрыть новую тему. Первое время создавая постройку по схеме и алгоритму, в дальнейшем ребёнок сам может изобразить схему своей собственной постройки и даже алгоритм её создания. Такие действия развивают у дошкольников пространственное мышление, умение выполнять действия по алгоритму, формируют математические навыки и логическое мышление через решение конструктивных задач, а также способствуют формированию познавательной активности.
Область речевого развития реализуется при пополнении активного словаря названиями деталей конструктора, построек, педагог ведёт лексическую работу, а общение детей между собой развивает у детей связную диалоговую речь. Также дошкольники составляют рассказ о своей постройке — ведь ребёнок вкладывает в неё личностно-значимое содержание.
В области социально-коммуникативного развития дети используют постройки в режиссерской игре, фантазируя и создавая необходимые предметы-заместители. Часто, окружив ребёнка многообразием предметов-муляжей, мы невольно лишаем его возможности додумать, фантазировать, готовое оборудование словно создаёт рамки для игры. А ведь то, что нужно для игры, ребёнок может придумать и создать сам!
Задачи области художественно-эстетического развития реализуются через желание дошкольников эстетично и гармонично возвести постройку. Для этого ребёнку необходимо вспомнить, уточнить или придумать самому отличительные признаки и детали создаваемого объекта. Можно детализировать и «оживить» свою постройку, дорисовав детали. Ребёнок может изобразить на бумаге построенный объект, или, наоборот, создать из конструктора такую постройку, которую он нарисовал. Бывают моменты, когда ребёнок просто выкладывает конструктор, не имея цели создать конкретную постройку. И это также выражение его творчества.
Задачи области физического развития реализуются через подвижные игры с конструктором. Это русская игра «Городки», подобная знакомой детям игре в кегли. Игра в «Городки» больше привлекает детей, ведь всем участникам необходимо выстроить одинаковые объекты. Затем мы считаем количество сбитых элементов и фиксируем попадания на грифельном мольберте. Ещё одна игра - «Иван Купала». Дети конструируют «костёр», и прыгают через него, каждый раз добавляя новые детали. Используем элементы модульного мягкого конструктора, как горку, для ходьбы змейкой, для прыжков через кубики, игра четвертый линий и другие.
Совместная деятельность педагога с детьми
.